+7 (727) 250 00 11
+7 (776) 250 05 58

ISSN 2225-806X

О ПРИОРИТЕТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ

Автор: М. У. Дусмагамбетов, А. М. Дусмагамбетова
Место работы: М. У. Дусмагамбетов, А. М. Дусмагамбетова

Рассмотрены приоритеты совершенствования профессиональной подготовки врачей клинической лабораторной диагностики. Описаны существующие в настоящее время основные проблемы воспроизводства кадрового потенциала специалистов клинической лабораторной диагностики. Представлены имеющиеся возможности для развития и подготовки врачей-лаборантов. 

Трудно переоценить значение лабораторной диагностики. Очевидно, что профилактика и успешное лечение заболевания в первую очередь зависят от правильного и вовремя установленного диагноза.

Лабораторные исследования стали первыми объективными диагностическими технологиями в медицине, а лабораторная специальность – первой по объему информации среди профессий специалистов по объективным методам диагностики.

Анализ научной литературы за последние десять лет показывает, что рейтинг многопрофильных и специализированных клиник в США, Японии и в странах Европейского Сообщества зависит, прежде всего, от качества оказания диагностических услуг пациентам. По данным ВОЗ, удельный вес лабораторных исследований составляет 60-65% от общего количества диагностических услуг, и он возрастает каждые пять лет в два раза. 

Одним из подразделений практически всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Республики Казахстан (РК) являются лаборатории: в большей степени это клинико-диагностические лаборатории (КДЛ), а также и микробиологические лаборатории (МЛ), в которых и востребованы врачи КЛД, в частности, врачи-биохимики, врачи-микробиологи.

По заключению многочисленных экспертов эффективность вложения финансовых средств на этапе диагностики заболеваний в несколько раз выше, чем на этапе лечения. По данным отдела статистики Министерства здравоохранения в Республике Казахстан осуществляют деятельность 2174 лаборатории в государственных и более 300 — в частных медицинских организациях. В состав лабораторной службы республики входят 2063 клинико-диагностических лабораторий, 142 бактериологических, 85 серологических, 136 биохимических и 47 цитологических лабораторий. Ежегодный прирост лабораторных исследований (начиная с 2001 года) составляет около 12 млн. анализов [3].

В настоящее время медицинскими ВУЗами РК не проводится профессиональная подготовка кадров врачей-лаборантов. С 2006 года в РК внедрены Государственные общеобязательные стандарты образования РК (ГОСО РК – 2006) по пяти специальностям, в том числе ГОСО РК по специальности 051301 – «Общая медицина». Данным Стандартом предусмотрены 6 направлений интернатуры, ни одно из которых не занимается подготовкой врачей – лаборантов [4].. Определенные надежды по подготовке врачей – микробиологов возлагались на внедрение нового ГОСО по специальности 5В110400 «Медико-профилактическое дело», однако, согласно внедренному в 2009 г. ГОСО, выпускники данной специальности могут работать только специалистами по эпидемиологии, гигиене, бактериологии. При этом организациями для реализации профессиональной деятельности являются санитарно-эпидемиологические станции, ЛПУ, научно-исследовательские учреждения [5]. Таким образом, согласно действующим ГОСО, в республике не предусмотрена подготовка врачей – лаборантов. 

Вместе с тем, в РК имеется опыт подготовки врачей – лаборантов. С 1996 года в РК был внедрен Государственный общеобязательный стандарт образования РК по специальности 0408 – «Медико-биологическое дело». В соответствии с данным ГОСО медицинские вузы республики выпускали врачей-микробиологов, врачей-биохимиков, врачей-кибернетиков и т.д. [6]. Однако, с 2007 года все медицинские вузыы РК перешли на работу согласно ГОСО – 2006г, подготовка врачей – лаборантов была прекращена. 

Так, последний выпуск специалистов «Медико-биологического дела» был произведен в 2010 – 2011гг. 
Подготовка будущих врачей-лаборантов начиналась с изучения естественных наук – медицинской биологии, биофизики, химических дисциплин и др. Значительное количество учебных часов в типовом учебном плане специальности «Медико-биологическое дело» выделялось на изучение не только технологии, методики проведения тех или иных клинических исследований, но и на анализ и интерпретацию полученных результатов. 

Развитие принципов доказательной медицины подразумевает совершенствование и повышение качества лабораторной службы. Сегодня областные и частично районные центры оснащены и оснащаются современным лабораторным оборудованием. Однако, оно используется недостаточно эффективно, порой просто простаивает. Основной причиной этого является низкая квалификация персонала, отсутствие профессионалов в областных центрах, способных поставить лабораторную службу на должный уровень [7]. 

Во многих КДЛ и МЛ врачи выполняют в основном аналитическую работу, не проводя интерпретации полученных результатов. Укомплектованность общих штатов в лабораториях страны составляет 84% (врачей-лаборантов и лаборантов), а укомплектованность штатов врачей-лаборантов составляет всего лишь 60% (с медицинским и с немедицинским высшим образованием). 

В тоже время в условиях дефицита врачей – лаборантов, на работу в лаборатории принимаются специалисты с высшим немедицинским образованием, так называемые «биологи» лабораторий, функция которых по существу аналогична врачебной деятельности. По мнению доктора М.Б.Ривкинда, «они по существу, различаются лишь в одном: врач может трактовать результаты исследований, а биолог не может». Однако, с нашей точки зрения, данное различие существенно и его значимость возрастает пропорционально атипичности клинической картины и тяжести конкретного заболевания отдельно взятого пациента [2].

Более пристального внимания заслуживает и современная микробиологическая диагностика болезней в неинфекционных клиниках и амбулаториях. Сегодня общепризнана необходимость бактериологических исследований при гнойных и воспалительных процессах неинфекционного генеза в соматических стационарах и поликлиниках. Для этого в них или поблизости должны быть бактериологические лаборатории. 

Вместе с тем, они имеются только при крупных областных и некоторых городских стационарах. Кроме того, уровень стандартизации и автоматизации микробиологических исследований остается одним из самых низких, что приводит к многочисленным ошибкам анализов, большой задержке выдачи результатов и несоответствию запросам клиницистов. Все это в совокупности формирует низкий спрос на микробиологические исследования. тем более имеется большой набор антибиотиков, подавляющих большинство бактерий, а родовая и видовая принадлежность, антибиотикочувствительность которых никого не интересует. От уровня микробиологической службы прямо зависит развитие эпидемиологии, а в неинфекционных стационарах госпитальной эпидемиологии [7, 8].

Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан утверждена Номенклатура медицинских и фармацевтических специальностей, в которой имеются специальности «Клиническая лабораторная диагностика» и «Гигиена и эпидемиология». Названные специальности отнесены к категории «Специальности работников с высшим медицинским образованием». Кроме того, утверждены квалификационные характеристики медицинских и фармацевтических специальностей, где прописано, что врачом — лаборантом могут работать только специалисты с высшим медицинским образованием. [9, 10]. 

Вместе с тем, примерно половина врачей-лаборантов (около 600) имеют высшее медицинское образование, а другая половина – биологическое образование. Аттестационную категорию имеют только 45% врачей-лаборантов. Это связано с тем, что правом на получение категории в соответствии с Правилами проведения квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения [11] обладают только работники с медицинским образованием. Таким образом, работающие в лабораториях биологи, независимо от стажа и опыта лабораторной работы, не имеют перспектив карьерного роста, повышения заработной платы. 

Потребность воспроизводства кадров врачебного персонала лабораторий покрывается за счет долгосрочных и краткосрочных курсов специализации, повышения квалификации. В связи с вышеизложенным, одной из самых актуальных проблем отечественного здравоохранения является профессиональная подготовка и переподготовка кадров для лабораторной службы: клинических микробиологов, биохимиков, патологов, иммунологов – активных участников диагностического, лечебного и профилактического процессов [3, 7].

В Российской Федерации (РФ) лабораторная служба обеспечена солидной нормативно-правовой базой, ежегодно проводятся Национальные дни лабораторной диагностики, функционирует Федеральная система контроля качества лабораторных исследований, открыты учебные кафедры и курсы в медицинских вузах [12].

Традиционной в РФ является определенная последовательность подготовки специалиста (врача) по клинической лабораторной диагностике. Она включает преподавание дисциплины на профильной кафедре медицинского института, подготовки специалиста по КЛД в интернатуре (2 года), клинической ординатуре (2-4 года), специализация в образовательных учреждениях постдипломной подготовки врачей (1-2 месяца). Такая схема подготовки врача по КЛД обусловлена многопрофильностью и комплексностью дисциплины [12].

Круг профессиональных знаний и умений специалистов КЛД определяется квалификационной характеристикой или профессиональными требованиями. После приобретения специальности возможно поступление в аспирантуру, которая дает навыки выполнения научной работы. В Российской Федерации в 1999 году законодательно был определен шифр медицинской специальности КЛД – 14.00.46. По этому шифру в настоящее время в РФ работают пять специализированных диссертационных советов. Многие лаборатории аккредитованы и имеют лицензии на профессиональную деятельность [13].

В настоящее время планируется пересмотр действующих и разработка новых ГОСО РК. Таким образом, сейчас имеется прекрасная возможность разработать и ввести в образовательный процесс медицинских ВУЗов РК подготовку врачей по направлению «клиническая лабораторная диагностика». Решающими аргументами в пользу выделения КЛД в самостоятельное направление интернатуры являются объем и широта ее научного базиса, методического и технического арсенала, необходимость получения специальных знаний для внедрения современных методов исследования [3].

В связи с этим, считаем целесообразным и крайне необходимым инициировать процесс разработки и введения ГОСО новой специальности «клиническая лабораторная диагностика» с большим медико-биологическим уклоном, либо добавления в ГОСО специальности 051301 – «Общая медицина» интернатуры по направлению «клиническая лабораторная диагностика». В результате этого в медицинских вузах РК можно и необходимо будет создать кафедры клинической лабораторной диагностики, которые и будут нести ответственность за качество выпускников.

Литература:

В.М.Лифшиц, В.И.Сидельникова. Медицинские лабораторные анализы. Издание второе. – М.: «Триада – Х», 2003. 312 с.
В.В.Долгов, В.В. Меньшиков. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2013. 928с.
М.Б.Жангелова. Актуальные аспекты профессиональной подготовки специалистов лабораторной медицины. //Лабораторная медицина. 2011. №1. С. 66 — 69. 
ГОСО РК 3.07.475-2006. Образование высшее профессиональное. Специальность 051301 – «Общая медицина».
ГОСО РК 6.08.021-2009. Образование высшее. Бакалавриат. Специальность 5В110400 – Медико–профилактическое дело.
ГОСО РК 1996г. Специальность 0408 – «Медико-биологическое дело». 
Ж.К. Ордабаев. Актуальные проблемы лабораторного дела в целом и микробиологической службы в неинфекционных клиниках. //Астана медициналык журналы. 2011. №2. С.22 — 24.
А.Полтавский. Современный взгляд на микробиологическую лабораторию. // Медицинская техника и оборудование.
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.11.2009г. № 774 «Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей».
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28.12.2007г. № 765 «Об утверждении квалификационных характеристик медицинских и фармацевтических специальностей».
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 08.07.2014г. № 381 «О внесении изменения в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 ноября 2009 года № 661 Об утверждении Правил проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения».
Лицензирование и аккредитация КДЛ. – М.: «Юнимед-пресс», 2003. 246с.
Пальцев М.А. Введение в молекулярную медицину. – М.: «Медицина», 2004. 305с.