+7 (727) 250 00 11
+7 (776) 250 05 58

ISSN 2225-806X

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Автор: М.Б.Жангелова
Место работы: Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Аннотация:

Рассмотрены основные задачи и формы профессиональной подготовки специалистов клинической лабораторной диагностики. При этом описаны перспективные направления педагогических технологий обучения в Российской Федерации и в экономических развитых странах. Дана характеристика знаний и умений по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» в соответствии с квалификационной характеристикой.

Ключевые слова: клиническая лабораторная диагностика, лабораторная медицина, инновационные педагогические технологии обучения, компетенциинепрерывное образование, междисциплинарность, информационные технологии.

В наиболее ответственные периоды социально-экономического развития во всех странах мира возрастает внимание к национальным системам образования. От состояния системы медицинского образования зависит уровень самого важного национального достояния – здоровья граждан страны, повышение качества их жизни и успешная реализация проводимых в Республике Казахстан, реформ (1, 2).

Анализ научной литературы за последние десять лет показывает, что рейтинг многопрофильных и специализированных клиник в США, Японии и в странах Европейского Сообщества зависит, прежде всего, от качества оказания диагностических услуг пациентам. По данным ВОЗ, удельный вес лабораторных исследований составляет 60-65% от общего количества диагностических услуг, и он возрастает каждые пять лет в два раза (3).

Наиболее важной задачей профессиональной подготовки специалистов лабораторной диагностики является активное формирование у студентов–медиков потребности в непрерывном образовании и совершенствовании на основе современных диагностических технологий в соответствии с достижениями науки и практики на протяжении всей творческой жизни. В результате развития и внедрения в образовательный процесс средств информатики и информационных технологий появились новые возможности повышения качества образования в области лабораторной медицины (4).

Клиническая лабораторная диагностика (КЛД) — представляет собой медицинскую, диагностическую специальность, основанную на использовании и интерпретации общеклинических, гематологических, биохимических, цитологических, иммунологических, генетических, молекулярно-биологических, бактериологических, токсикологических и других лабораторных методов исследования. Во всех развитых странах КЛД включает более 12 субдисциплин. В этом заключается многопрофильность дисциплины. Основной задачей и условием развития этой специальности является получение достоверной лабораторной информации, позволяющей объективно оценить состояние здоровья пациента. Основу современной клинической лабораторной диагностики составляют медицинские технологии, каждая из которых требует обширных знаний, специфических методических рекомендаций, рабочего места (технически оснащенного), санитарных правил и профессиональной подготовки всего персонала (врача-патолога, врача-лаборанта, технолога, врача-бактериолога, лаборантов и других).

Принадлежность к клиническим дисциплинам определяется сферой деятельности КЛД — лаборатории функционируют во всех лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения. Междисциплинарность КЛД состоит в том, что она тесно связана со всеми клиническими дисциплинами (внутренние и детские болезни, акушерство и гинекология, хирургия, онкология, инфекционные болезни, травматология, дерматовенерология и другие).

Базой КЛД являются общемедицинские дисциплины, такие как нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, патологическая химия, гистология. Развитие КЛД зависит от степени развития общебиологических дисциплин (биология, биохимия, физика, генетика, кибернетика и другие).

Решающими аргументами в пользу выделения КЛД в самостоятельную учебную дисциплину являются объем и широта ее научного базиса, методического и технического арсенала, необходимость получения специальных знаний для внедрения современных методов исследования, участие в дифференциально-диагностическом процессе ЛПУ, эффективность использования результатов лабораторных исследований (8).

В экономически развитых странах во всех клиниках, медицинских центрах,  научно-исследовательских институтах успешно функционируют клинико-диагностические лаборатории, а при медицинских учреждениях образования имеются учебные кафедры КЛД, созданы профессиональные Ассоциации и Научные Общества, систематические издаются профильные журналы, руководства, монографии и справочная литература.

В Российской Федерации (РФ) лабораторная служба обеспечена солидной нормативно-правовой базой, ежегодно проводятся Национальные дни лабораторной диагностики, функционирует Федеральная система контроля качества лабораторных исследований, открыты учебные кафедры и курсы в медицинских вузах (5, 8).

Традиционной в РФ является определенная последовательность подготовки специалиста (врача) по клинической лабораторной диагностике. Она включает преподавание дисциплины на профильной кафедре медицинского института, подготовки специалиста по КЛД в интернатуре (2 года), клинической ординатуре (2-4 года), специализация в образовательных учреждениях постдипломной подготовки врачей (1-2 месяца). Такая схема подготовки врача по КЛД обусловлена многопрофильностью и комплексностью дисциплины (5).

Круг профессиональных знаний и умений специалистов КЛД определяется квалификационной характеристикой или профессиональными требованиями. После приобретения специальности возможно поступление в аспирантуру, которая дает навыки выполнения научной работы. В Российской Федерации в 1999 году законодательно был определен шифр медицинской специальности КЛД – 14.00.46. По этому цифру в настоящее время в РФ работают пять Специализированных диссертационных Советов. Многие лаборатории аккредитованы и имеют лицензии на профессиональную деятельность (6).

В 2001 году в РФ устаревший термин «Врач-лаборант» исключен из списка медицинских специальностей и он заменен на «Врач клинической лабораторной диагностики», «Специалист лабораторной диагностики», «Врач общей патологии» (6, 8).

Специальность «Клиническая лабораторная диагностика» имеет несколько синонимов. Так, в США – это лабораторная медицина, в Австрии и Германии – общая патология, в большинстве европейских стран – клиническая лабораторная диагностика. В этих странах давно разработаны технологические карты или рациональные схемы (протоколы) лабораторного обследования пациентов при неотложных состояниях и конкретных нозологических формах заболеваний (8).

По заключению многочисленных экспертов эффективность вложения финансовых средств на этапе диагностики заболеваний в несколько раз выше, чем на этапе лечения. По данным отдела статистики Министерства здравоохранения в Республике Казахстан осуществляют деятельность 2174 лаборатории в государственных и более 300 — в частных медицинских организациях. В состав лабораторной службы республики входят 2063 клинико-диагностических лабораторий (КДЛ), 142 бактериологических, 85 серологических, 136 биохимических и 47 цитологических лабораторий. Ежегодный прирост лабораторных исследований (начиная с 2001 года) составляет около 12 млн. анализов.

В структуре производимых лабораторных анализов преобладают общеклинические (37%) и гематологические (33%) исследования. В последние годы наблюдается рост числа биохимических и иммуноферментных исследований. Укомплектованность общих штатов в лабораториях страны составляет 84% (врачей-лаборантов и лаборантов), а укомплектованность штатов врачей-лаборантов составляет всего лишь 60% (с медицинским и с немедицинским высшим образованием). Специальности «врач клинической лабораторной диагностики» в РК до настоящего времени нет в списке медицинских специальностей. Примерно половина врачей-лаборантов (около 600) имеют высшее медицинское образование, а другая половина – биологическое образование. Аттестационную категорию имеют только 45% врачей-лаборантов.

Поэтому одной из самых актуальных проблем отечественного здравоохранения является профессиональная подготовка и переподготовка кадров для лабораторной службы, совершенствование новых форм работы КДЛ, внедрение современных диагностических технологий. Нами была разработана Концепция развития и совершенствования службы клинической лабораторной диагностики Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В этой Концепции представлены наиболее актуальные аспекты профессиональной подготовки специалистов для лабораторной службы.

Особенностью современной системы образования является компонентный подход, т.е. подготовке компетентных, творчески мыслящих, конкурентноспобносных специалистов в области лабораторной медицины, способных оперативно ориентироваться в потоках информации, готовых к непрерывному профессиональному самообразованию.

В настоящее время потребность кадрового воспроизводства врачебного персонала лабораторной службы покрывается за счет краткосрочных курсов специализации. В годичной интернатуре КазНМУ на кафедре клинической лабораторно-инструментальной диагностики (зав.кафедрой – проф. Цой И.Г.) прошли обучение 18 выпускников университета. В этом учебном году проходят подготовку по специальности еще три интерна. При обучении интернов на кафедре практикуются методы работы в малых группах, проводятся тематические «Круглые столы» и конференции, активно проходят обсуждение рефератов, анализ протоколов лабораторных исследований и историй болезни. Обзорные лекции и учебные семинары с интернами проводятся профессорами кафедры М.Б. Жангеловой, Н.Р. Аблаевым, а практическую подготовку ведут наиболее опытные преподаватели и врачи-лаборанты, имеющие  высшую категорию. Все интерны освоили работу на современных гематологических, иммуноферментных, биохимических и других анализаторах. Они использовали в работе современные алгоритмы диагностики. Интерны получили профессиональные навыки интерпретации конечных результатов лабораторных исследований. Наши интерны были крайне востребованы лабораториями практического здравоохранения. В настоящее время интерны работают в лабораториях, отвечающих современным требованиям клинической лабораторной диагностики.

На кафедре проходят обучение студенты всех факультетов 4, 5 и 6 курсов по клинической биохимии, микробиологии, молекулярной медицине и лабораторной диагностике.

Нами были разработаны и утверждены Типовые и Рабочие Программы для студентов, интернов и резидентов по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

Сотрудниками новой кафедры разработаны учебно-методические комплексы по всем темам занятий, изданы несколько учебных пособий по КЛД, подготовлены компьютерные презентации, таблицы и видеофильмы по наиболее важным темам лабораторной медицины. Учитывая многопрофильность и комплексность дисциплины КЛД, сотрудники кафедры тесно сотрудничают с преподавателями всех кафедр университета.

Доцент Ш.А. Бейсембаева и профессор кафедры М.Б. Жангелова разработали интегрированную программу преподавания клинической лабораторной диагностики для студентов последовательно с I по VI курсы. Однако, полагаем, что основной формой профессиональной подготовки врачей-лаборантов в РК должна стать интернатура и двухгодичная резидентура.

Актуальными аспектами профессиональной подготовки специалистов лабораторной диагностики являются дальнейшее повышение качества образовательного процесса путем использования активных форм и методов обучения на базе современных диагностических технологий, высокоспецифичных и чувствительных методов исследования.

Важнейшими элементами образовательных программ должны стать обучение экспресс-диагностике и методам лабораторных анализов у постели больного, на месте лечения или непосредственно на первичном приеме в кабинете врача общей практики. Во многих странах использование этих элементов позволяет повысить эффективность лабораторных анализов и мониторинг за состоянием пациентов.

Комплексный анализ данных о пациенте с применением современных аналитических технологий позволит повысить роль специалистов клинической лабораторной диагностики как консультантов врачей-клиницистов по результатам лабораторных исследований. Ускорение лабораторного анализа, комплексная синдромальная диагностика в экспресс-лабораториях при неотложных состояниях обеспечивает клиницистам (реаниматорам, анестезиологам, хирургам и др.) получение динамичной и достоверной лабораторной информации о состоянии пациентов с целью оказания необходимой медицинской помощи.

Актуальным аспектом профессиональной подготовки врачей-специалистов лабораторной диагностики является обучение методам генодиагностики возбудителей инфекционных заболеваний (7). Базовая методология молекулярно-биологических методов диагностики связана с выделением очищенных нуклеиновых кислот, проведением полимеразной цепной реакции (ПЦР) и молекулярной гибридизации с высокоспецифичными ДНК-зондами. Молекулярно-биологическая диагностика основана на принципе комплементарности двух цепей, составляющих нативную ДНК. Денатурация двухнитевой ДНК (например, при нагреве до 95°С) и последующая гибридизация однонитевых структур с синтетическими полинуклеотидами позволяют проводить высокоспецифичную детекцию искомых участков генов (8).

В настоящее время имеется значительный выбор тест-систем, разрешенных к применению в клинической лабораторной диагностике. Поэтому в преподавании этого раздела КЛД необходимо основательно освоить теоретические основы молекулярно-биологической диагностики, практиковать апробированные методы генодиагностики и генотипирования инфекционных агентов, а также перспективные методы ДНК – диагностики «генов риска» у инфекционных больных.

В ранние сроки развития острого инфекционного заболевания (например, вирусных гепатитов) выявление специфических вирусных генов может быть основным доказательным признаком инфекционного процесса. Кроме того, генодиагностика незаменима при выявлении некультивируемых или плохо культивируемых, мультирезистентных инфекционных агентов (анаэробная флора, вирусы, L-формы бактерий М. tuberculosis). Важно обучить интернов и резидентов частным примерам использования генодиагностики инфекций в многопрофильных клиниках и родильных домах.

Общеизвестно, что интенсивная цитостатическая терапия наряду с противоопухолевым эффектом оказывает выраженное иммуннодепрессивное действие. В связи с этим, у онкологических больных необходимо регулярно контролировать и идентифицировать наличие системных или локальных инфекций, прежде всего, вирусного генеза.

Генетические факторы иммунного ответа больного могут существенно влиять на течение и исход инфекционных заболеваний. Геном человека – весьма стабильная информационная система, тем не менее, за сотни поколений эта система претерпевает более двух млн. мелких нелетальных мутаций. Однако несколько сотен мутаций касаются физиологически важных генов и они проявляются в стрессовых ситуациях (тяжелые травмы, инфекции, операции) или по мере естественного старения организма. Поскольку естественный отбор не отсеивает эти мутации, они передаются в последующих поколениях и проявляются в виде «генов предрасположенности» к конкретным нозологическим формам заболеваний (7).

Установлены «гены высокого риска», «гены факторов гемостаза и фибринолиза». В дальнейшем, по мере уточнения списка прогностически важных генов и «генов риска» могут использоваться биочипы с иммобилизированными гено — и аллельспецифическими ДНК-зондами для оценки набора маркеров у каждого индивидуума (пациента).

Вот поэтому необходимо врачам уже сегодня готовиться к наступлению этого принципиально нового периода в развитии лабораторной медицины.

Бурное развитие лабораторных технологий, необходимость аттестации и сертификации специалистов клинико-диагностических лабораторий выдвинули на приоритетные позиции вопросы профессиональной подготовки кадров лабораторной службы.

Таким образом, актуальными аспектами профессиональной подготовки специалистов лабораторной диагностики являются:

—                        оптимизация образовательного процесса по клинической лабораторной диагностике на всех курсах медицинских вузов (в соответствии с международными стандартами);

—                        улучшение материально-технического оснащения учебных кафедр КЛД;

—                        совершенствование форм подготовки и усовершенствования кадров для лабораторной диагностики;

—                        активное формирование нормативно-правовой базы лабораторной службы РК;

—                        реформирование и совершенствование организационной структуры службы клинической лабораторной диагностики (возобновление работы главных специалистов КЛД по вертикали, организация научно-методических и контрольных центров по лабораторной диагностике, постоянно действующего Координационного Совета по лабораторной диагностике).

Следовательно, современная клиническая лабораторная диагностика, использующая достижения науки и новых технологий – динамично развивающая медицинская специальность – должна стать обязательной составной частью образовательного процесса в медицинских вузах страны. В системе непрерывного медицинского образования преподавание КЛД на отдельных специализированных курсах и кафедрах на всех этапах обучения (бакалавриат, магистратура, интернатура, ординатура, аспирантура, постдипломная подготовка, циклы ФПК) позволит значительно повысить уровень подготовки профессиональных кадров.

На наш взгляд, в условиях нашей страны успешная подготовка кадров для лабораторной диагностики возможна лишь при тесном взаимодействии ученых, педагогов медицинских вузов и специалистов практического здравоохранения.

Литература:

  1. Экономические аспекты лабораторной диагностики при модернизации здравоохранения. Москва, «Здоровье и общество», 2006. -239с.
  2. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. Москва, «Медицина», 2002. -541с.
  3. Меньшиков В.В. Стандартизация в клинической лабораторной диагностике. // Клин.лаб.диагностика, 2001, №4, с.20-24.
  4. Меньшиков В.В.Нормативные документы лабораторной службы. – Москва, «Агат», 2002. – 275с.
  5. Лицензирование и аккредитация КДЛ. Москва, «Юнимед-пресс», 2003. -246с.
  6. Пальцев М.А. Введение в молекулярную медицину. – М.: «Медицина», 2004. – 305с.
  7. Долгов В.В., Шевченко О.П. Лабораторная диагностика. Москва, «Реофарм», 2005. -439с.
  8. Чухловин А.Б., Тоголян А.А. Генодиагностика возбудителей инфекционных заболеваний и поиск специфических «генов риска» // Клиническая лабораторная диагностика, 2005, №7, с. 21-35.
  9. Абирова М.А. Принципы оценки компетенций студентов КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова // Вестник КазНМУ, 2011, №2, с. 13-16.
  10. Жданова Т.С., Тусупова Н.М. Современные инновационные технологии обучения // Вестник КазНМУ, 2011, №2, с. 16-20.